onyx_foil (onyx_foil) wrote,
onyx_foil

Подъём на гору Туманная (хребет Большой Воробей) и попадание в экстренную ситуацию

Несколько дней назад мы вернулись домой из нашего нелёгкого путешествия, которое чудом обошлось хорошо (если можно так сказать).
По плану поездки нам предстояло две ночевки – одна на вершине Фалазы, другая – возле водопада Медвежий. В первый день нашего похода мы должны были подняться на Воробей, пофотографироваться, перекусить и спуститься обратно, сесть в машины и поехать на горнолыжную станцию возле Фалазы и оттуда уже продолжить свой путь. Двинулись мы в дорогу в составе семи человек, нас было четверо и ещё мы взяли группу из трёх человек, для которых мой молодой человек должен был быть гидом.

Выезд из города в шесть часов, на месте были около девяти. Проехав через весь 82-й километр, мы направились к подножью Воробья. Доехали докуда смогли, оставив машины на поляне, далее продолжили восхождение пешком. От окраины деревни до начала непосредственного подъема дорога полна ухабов и ям, в нескольких местах она пересекается с мелкой речкой, также много камней. В этом районе восхождение на Воробей является одним из популярных маршрутов для квадроциклов (на них проще всего добраться почти до самой вершины, но при этом мы отметили, что они изрядно портят дорогу, делая её более рыхлой и нестойкой, особенно это заметно на верхней части маршрута). На небольшой высокой полноприводной машине можно проехать три четверти пути, но надо быть очень внимательным. Поднимаясь, мы нашли доску с большим количеством гвоздей прямо посередине дороге (очень непохоже, что она оказалась там случайно), затем путь нам преградило срубленное дерево. В общем, если решите совершить восхождение на Воробей, лучше идите пешком. Насчёт габаритов машины, почему она должна быть небольшой – серпантин по гору проходит зигзагом, и ширина дороги очень небольшая, если понадобится развернуться в пути, большая машина просто не сможет этого просто сделать, надо будет ехать до какой-нибудь из площадок.

Видов по дороге на вершину никаких особо нет, поскольку густой лес скрывает впечатляющую панораму до самой вершины. Путь не особо сложный, но долгий, так как дорога петляет по горе, увеличивая время подъёма (для справки, высота горы Туманная – 1230 метров). Благодаря машинам, мы сократили часа два пути, ещё три часа мы поднимались (но тут надо учитывать, что скорость движения у нас была небольшая). Добравшись наконец до вершины, мы были несказанно рады открывшемуся нам пейзажу – были видны соседние вершины хребта Большой Воробей, посёлок вдали, ВЭП (вышки электропередач) и окрестности. Гора Туманная оправдывает своё название – туман часто накрывает её вершину, будто цепляясь за деревья, растущие на её склонах. Когда-то на вершине была метеостанция, и, по словам местных, добирались до неё на телеге, запряжённой лошадьми (но тогда она, видимо, не была такой ухабистой). От метеостанции осталось только основание, плюс есть ещё небольшая хижина с печкой-буржуйкой, только очень грязная и сырая. Место для лагеря тоже имеется, даже кто-то сложил из кирпичей простой очаг. На вершине стоят два креста – один на самой верхней точке, другой – чуть ниже. В нескольких местах кем-то из камней сложены маленькие пагодки, и возле самой большой из них стоит небольшой жертвенник для монеток.

Что я для себя отметила, как только мы приблизились к самой вершине, - это изобилие цветов. Ещё внизу нам встретился луг, на котором росли дикие ирисы. А тут я увидела два вида «мухоловок», цветущую землянику, нашла целую поляну ландышей, которая так пахла, что мне сразу вспомнился одеколон с аналогичным названием. Пожалуй, единственный минус – это кусачие мухи, спрей от них не очень-то помогал, а кусались они больно. Ещё мы встретили змею.

Мы провели час на вершине, вскипятили воду для чая (заварку, впрочем, забыли, пришлось побросать травок, я пить это не стала, поскольку кто-то бросил туда «мухоловку», и моя уверенность в безопасности этого напитка пропала, хотя все остальные пили, и всё было нормально), перекусили и, насладившись видом, пошли обратно. Тут-то наш план и изменился.
В наши головы запала идея отыскать короткую тропу, которая уже заросла. Опять же по словам местных, отыскать её было невозможно. Но мы решили попробовать и прикинули, что заросшая колея, уходящая в сторону с последней перед вершиной стоянки, выходит именно на эту тропу. Посмотрев примерно направление, мы двинулись по этой колее. Откуда взялась такая самоуверенность и сумасбродство непонятно, это было групповое умопомрачение. Впоследствии, когда мы с молодым человеком обсуждали этот момент (группы он водит третий год и всегда придерживается маршрута, когда ходит с людьми, я же тоже не склонна к экстриму и авантюрам), что эта ситуация сложилась, как и всё в жизни, не просто так, она показала не только недостаток опыта и осознанности, но и стала испытанием, из которого нужно извлечь уроки и посмотреть на себя за пределами зоны комфорта для своей личности.
И вот мы шли по лесу, следуя неизвестной заросшей тропе. Сначала мы прошли небольшой ручей, потом вышли к речке, решив, что это как раз та самая речка, что встречается с серпантином в начале подъёма на гору, мы начали спускаться параллельно её руслу. (К слову, это, скорей всего, была река Смяличи) Когда мы спускались по течению, мы шли просто вдоль реки через лес, что-то похожее на тропу то появлялось, то исчезало. Прошло два часа. По нашим расчётам мы должны были уже выйти к первой стоянке, но не было видно ни её, ни дороги. И нам даже не пришла в голову мысль, что это всё слишком подозрительно и надо повернуть назад, у нас была надежда, что ещё чуть-чуть и мы выйдем на неё. Откуда во мне было столько оптимизма и спокойствия, когда я продиралась три часа через кустарники? Явное помешательство (при том, что чай с мухоловкой я не пила). Пройдя ещё по руслу, мы поняли, что идём совсем не туда. Начали искать ориентиры – из-за густого леса толком ничего не было видно, мы решили пройти дальше по руслу, надеясь, что река выведет нас к чему-нибудь. Впереди обманчиво маячил просвет, который оказался недосягаем нашим пешим ходом. Тут мы осознали, что заблудились окончательно. Встал вопрос, в каком направлении выбираться – идти назад не было смысла, потому что по времени скоро должно было стемнеть. Надо добавить, что нашу надежду на скорейший выход подогрела и в то же время ввела в заблуждение чья-то стоянка на берегу реки (она была хорошо организована, было место для костра, положены бревна и разложена плёнка под палатку, впоследствии мы пришли к выводу, что это оставили либо шишкари, либо такие же заблудшие путники, как и мы), так же два раза нам встречались другие признаки человеческого присутствия – консервные банки и прочий мусор.
Мы взобрались на сопку справа, чтобы осмотреться и, может, хоть что-нибудь увидеть. Когда мы поднялись и ничего не увидели – ни посёлка вдалеке, ни ВЭП – а время уже близилось к восьми, я смирилась с тем, что заночевать придётся в лесу. Всё снаряжение осталось в машине, благо были спички и сухое горючее. Спускаться к реке обратно мы не стали, во-первых, там было прохладнее и больше насекомых, во-вторых – силы уже были на исходе, и физические, и психологические.
Единственное из ориентиров, что мы смогли определить, так это то, что гора Туманная оказалась напротив нас, а мы на другой части хребта, который идёт подковой. То есть мы спустились по другой стороне и оказались в ущелье хребта, посёлок остался на другой стороне горы. Проблема была ещё в том, что мнения по поводу того, как отсюда выбираться расходились. Вариантов было несколько – это попытаться вернуться назад, но было бы трудно правильно повернуть от реки в нужную нам сторону (зарубок мы не ставили, ленточки не привязывали, и у нас не было ни ножа, ни ленточек, которые теперь я обязательно буду брать с собой, как, впрочем, и рюкзак с минимальным набором, вне зависимости от того на два часа я иду в лес или на десять), также можно было штурмовать через бурелом гору Туманную (я была за этот вариант), но тут тоже были минусы, ещё проследовать по верху хребта через всю подкову (а мы были в другом конце), ещё был вариант попробовать выйти на равнину за хребтом. Связи не было, сориентироваться по сторонам света было сложно. Заходящее солнце указывало нам одно направление, компас – второе, мох на деревьях – вообще третье. Было бы гораздо проще, если бы мы примерно знали, в какой стороне света находится посёлок, но, увы, и тут мнения разошлись. Сразу хочу сказать, что очень благодарна всем за терпение и сохранение спокойствия, за то, что все старались поддерживать друг друга и разряжать обстановку разговорами о том – о сём, несмотря на то, что все очень устали и были раздражены. Вообще, все молодцы, особенно наш самый юный участник похода, который держался бодрячком и ни разу не поныл.
Итак, мы приготовились к ночёвке в лесу. Мы выбрали небольшую поляну, собрали дрова (которые были сырые, но, однако, мы смогли поддерживать ими огонь всю ночь), нарвали листьев и веток, выложили себе подстилки. С собой у нас был котелок, бутылка (которую мы, впрочем, забыли наполнить у реки, но спишем это на эмоциональное состояние), несколько консервов, печеньки, несколько редисок и два огурчика (то, что осталось после перекуса на вершине, а я ещё корила своего молодого человека за то, что он тащил эти тяжёлые консервы наверх, ведь мы же пошли прогуляться «ненадолго», ха-ха), упомянутые выше спички и сухое горючее, спрей от клещей, которым мы обрызгали подстилки и ещё раз себя дополнительно. Мы сильно промокли, земля и лес были очень влажными, поэтому сели вокруг костра сушить носки и кроссовки, то и дело приходилось следить за тем, чтобы не спалить их.

В какой-то момент времени мой телефон поймал связь, чему я несказанно (да и все) обрадовалась – на мои молитвы ответили. Эту возможность мы потратили на звонок знакомому моего молодого человека с просьбой сориентировать нас на местности. Нам подсказали искать тропу с левой стороны сопки, на которой мы находились. Это хоть как-то успокоило. Время было около девяти, рассвет начинается в это время года в пять, впереди восемь часов в ночном лесу.
Присматривая за «носочным барбекю», мы грели консервы и болтали. Сетовали на то, какие мы идиоты, и вообще что за помутнение с нами случилось. Хорошо, что все сохраняли адекватное состояние и не впадали в панику и не обвиняли друг друга. Спать было нежелательно, потому что можно было элементарно замёрзнуть, поэтому мы дремали, по очереди следя за костром. Когда мы более-менее согрелись и подсушили нашу обувь, стало намного лучше по самочувствию. Помню, как все посмеялись, когда я попросила прощения за то, что сморкаюсь прилюдно, мол, сейчас не та обстановка, чтобы на это обращать внимание. В итоге я уже, не стесняясь, сушила свою пятую точку, присев перед костром. У меня было ощущение, что всё будет хорошо, меня беспокоило только, что с нами ребёнок (а он-то не виноват в тупости взрослых). Ещё нас нещадно атаковали клещи, и им было всё равно на химзащиту. Плюс нас покусали мухи (на удивление, комаров почти не было), а меня ещё укусила и злая гусеница. Ночные часы шли, в лесу подавали голос ночные птицы. Где-то в середине ночи я услышала странные звуки, дёрнула остальных – звуки не были похожи на птичьи. Через какое-то время они стихли – вполне возможно, это был какой-нибудь козёл, хотя мог быть и медведь, во всяком случае – у нас горел огонь, а животные его избегают, плюс бежать всё равно не было возможности.
Ближе к рассвету мы услышали звук проходящей вдалеке электрички, что подбодрило – цивилизация всё-таки где-то есть. Около пяти ночные птицы смолкли, и их на лесном посту сменили представители птичьего царства, предпочитающие день для своей активности. Пение их действительно очень отличается. К шести рассвело достаточно, чтобы мы смогли продолжить свой путь и выбраться, наконец, из леса к людям. Засыпав костёр влажной землёй, мы покинули наше место ночлега, если можно так сказать, и начали снова спускаться по направлению к реке. Мы вышли на какую-то заросшую колею (нам вчера уже попадалась подобная колея, которая затем растворилась в густой растительности), сначала пошли вправо, но затем развернулись и пошли в другую сторону, поскольку в этом направлении колея тоже терялась в зарослях. Мы прошли в обратную сторону и затем начали подниматься снова на эту сопку, следуя по этой колее и стараясь не потерять её из виду. Честно говоря, тогда напряжение у меня было уже на пределе, я чувствовала, что ещё час-максимум два и я выдохнусь. Я поднималась по склону и молилась, чтобы мы вскоре вышли хоть к чему-нибудь, указывающему нужное направление, и чтобы заработал хотя бы ещё раз телефон. Единственное, что удерживала меня от того, чтобы опуститься на землю и зарыдать, - это то, что в истерике не было никакого смысла и помощи. Надо было просто продолжать идти. Меня сильно раздражало то, что посёлок, где мы оставили машины, предположительно располагался в противоположной нашему движению стороне. Одним из сложных моментов в подобных ситуациях – это довериться другим людям, но сделать это необходимо (не бездумно, конечно), чтобы не вносить разнобой в группу и поддержать тех, кто, принимая ответственность за успех вызволения нас из леса, идёт на определённый риск.
Когда мы снова оказались на вершине, мой телефон снова поймал сигнал – мы успели сделать два звонка – проверить направление и сообщить хоть кому-то из близких, что мы заблудились. Я была так рада, что связь появилась снова хотя бы на время.
После этого мне сказали: «Ну всё, уговорила, перехожу на Билайн». Не знаю, что у Билайн за вышки, но он единственный ловил связь в этой местности.
Колея перешла на другую сторону сопки. Мы следовали по ней. После мы предположили, что когда-то эту колею проложили грузовики, в то время, когда нормальной трассы и сообщения между посёлками не было, потом пользоваться ей перестали.
Через час мы наконец-то вышли на проторенную дорогу, на которой виднелись свежие следы от протекторов. Все выдохнули. Я ощутила, как и все остальные, невероятное облегчение. Я никогда так не радовалась кучке мусора на природе, которая нам встретилась по дороге.

Вознося молитвы благодарности и взбодрившись, мы дружно топали, желая побыстрее оказаться в цивилизации. Попутно мы выдергивали друг из дружки клещей (эти паразиты явно перевозбудились, они так обрадовались теплокровным, что даже химзащита была им ни почём). По этой дороге мы шагали ещё около двух часов, в итоге мы вышли к пасеке. Думали, что, когда увидим человека, заобнимаем и зацелуем его, но, однако, сдержали свои чувства, подойдя к пасечнику.
Между пасечником и нами состоялся примерно такой разговор:
- Добрый день, не скажите, где мы?
- Вы недалеко от Смяличей.
- О.о (Вообще мы впервые слышим о таком)
А как нам добраться до Анисимовки? Мы тут уже вторые сутки бродим, не можем найти дорогу.
- О, всего вторые сутки?
(Видимо, это не первый случай, но, надеюсь, последний)
Поговорив с пасечником, мы поняли, что накрутили где-то 50 километров. Он предложил дойти до Центрального через Смяличи и нанять там машину. До Анисимовки можно было добраться через перевал, но он сказал, что идти через перевал сложно. По его расчётам, через перевал до Анисимовки – 14 километров, до Центрального – 9. Мы пошли в Центральное. Подвезти он нас отказался – с бензином в округе туго. Пришлось топать.

Как оказалось, с расчётами он ошибся, и весьма. До Центрального, по-моему, все 15. И прямой трассы оттуда до Анисимовки нет (через перевал ходят только квадроциклы), ехать только через Шкотово, и весь путь занимает больше 100 километров. Естественно, желающих подвезти нас даже за деньги оказалось немного, опять же по той же причине – бензин далеко и ехать не близко. Только один дяденька согласился, видя наши измученные лица. Забравшись в двухкабинник, мы отправились в обратную дорогу. Машины наши оказались на месте. И, кстати, когда мы были на пути к Смяличам, мы отзвонились, чтобы отменить тревогу (как оказалось, до «звёздного часа» нам оставалось 10 минут). После небольшого отдыха и перекуса мы собрались уже ехать во Владивосток – оставаться на ночь не имело смысла, так как все устали, промокли и были покусаны клещами и мухами.

На этой карте можно проследить наш путь с вершины по реке Смяличи, далее немного в сторону (мы отошли от реки, перейдя через сопку хребта), затем до посёлка Смяличи и Центрального. Карта кликабельна.

Я очень благодарна Богу, что всё закончилось благополучно, и благодарна всем участникам за стойкость, терпение и оптимизм.
По приезду мы со всеми созвонились, все в порядке и готовы продолжать ходить в походы. )))
P.S. Это должен был быть мой первый за много лет поход с палатками, до этого я ходила на день или снимала домик, и всё переживала, как я проведу две ночи в тентовом шалаше. В итоге, я провела ночь без палатки на подстилке из листьев. Думаю, теперь вопрос, как комфортно переночевать в палатке, теперь меня вообще не будет беспокоить.)))

С наилучшими пожеланиями,
Mes meilleures salutations,
With best wishes,
Onyx Foil =^-^=
Tags: nature, Приморье, истории, природа, путешествия