onyx_foil (onyx_foil) wrote,
onyx_foil
onyx_foil

Будни репетитора



Что ж, немного о работе. И речь подойдёт не о том, какие «ужасные» бывают дети, и не о том, какие «страшные» попадаются репетиторы. В общем, баек, слухов и прочих пугающих историй в этой статье не будет. Ну, или чуть-чуть. Мысль о том, что можно написать такую статью, пришла после того, как со своими коллегами и учениками приходилось обсуждать не раз одни и те же ситуации. Возможно, этот текст будет полезен тем, кто начал недавно работать репетитором, или тем, кто ищет репетитора. Тема обширная, поэтому, думаю, будет несколько таких статей-заметок.


Значит, начнём с поиска репетитора. Репетитор – это тот же самый преподаватель, работающий в школе, учебном центре или даже университете, но который также даёт частные уроки, естественно, с целью дополнительного заработка. Конечно, среди репетиторов много студентов, и надо отметить, что качество преподавания у них ничуть не хуже, поэтому не стоит относиться к ним с недоверием или сомневаться в их знаниях, если вы ищете репетитора для школьника, то уровня знаний студента 3-5 курса вполне достаточно, чтобы подтянуть ребёнка, вопрос остаётся только за умением подать эти знания. К тому же студенты берут гораздо меньше за занятия. Так же достаточно и преподавателей на пенсии, которые подрабатывают частными уроками, их тоже убирать со счетов не стоит. Всё-таки опыт у них большой, у людей, кто работает в сфере преподавания, голова обычно до самой глубокой старости светлая, и стоимость занятия у них вполне приемлемая.

Мне лично очень забавно читать объявления «ищу репетитора» и далее список требований, таких, как опыт работы более 5-10 лет, наличие каких-то там сертификатов, с выездом на дом, при этом желаемая стоимость чуть выше того, что просят обычно студенты. Не менее забавно иногда обстоит дело и с другой стороны. Вполне естественно, что репетиторы хотят привлечь внимание к своим объявлениям и выглядеть привлекательно солидно в глазах предполагаемого клиента. Поэтому часто объявления так нагружены списком оконченных учебных заведений и курсов, добытых сертификатов и невиданных в местах сих достижений и умений в плане преподавания и вообще по жизни, что больше походят на список заслуг ветерана труда Советского Союза. При этом возраст ещё не достиг отметки в 30. Хотя, всё написанное в объявлении, спокойно может быть правдой, даже пускай и слегка приукрашенной. То, что я тормоз, не значит, что другие не выжимают из себя всё до последнего и не хватают все дипломы, какие только предлагают. Хотя в своей сути, все эти сертификаты и дипломы несут в себе столько же ценности, как и все остальные бумажки в нашем обществе. Как истинный Марио, чтобы пройти на следующий уровень и заслужить право носить свою красную кепку, ты должен собрать все преподавательские регалии красивые бумажульки с печатями, чтобы прочно закрепиться на выбранной полочке социума. Но это я меня отнесло куда-то в сторону от темы.

Вернёмся к теме нашего урока к нашей статье. Итак, доверять или не доверять всему написанному в объявлении решать вам, во всяком случае, самый верный вариант – сначала сделать отсев всех неподходящих предложений, то есть, посмотреть устраивающую вас стоимость, район (или возможность выезда на дом) и ключевые интересующие вас пункты – опыт работы, возраст, мужчина или женщина и т.д. Следующий этап – звонок. Если не указано время, когда желательно звонить или не звонить, то звонить не позже десяти вечера, а то и девяти, мало ли, может, кто-то ложится спать пораньше. Нужно постараться выяснить все ваши вопросы сразу по телефону, чтобы не было потом «сюрпризов» для вас и неприятного осадка у репетитора.

Итак, что следует спросить:

(Сначала поздороваться и познакомиться)

1) Уточнить стоимость занятий и продолжительность (45 или 60 минут), если в объявлении было указано неясно.

2) Спросить адрес проживания, если собираетесь приходить к репетитору на дом. Тут нужно задать следующие вопросы:

- Какой дом, какой этаж, съемная ли квартира, имеется ли место, специально оборудованное для занятий.

Это всё имеет смысл спрашивать, и меня об этом спрашивали. Некоторых не устраивает, если надо будет приходить на коммунальную квартиру или квартиру, которую снимают несколько человек. Многие сами приводят своих детей только раз, а дальше дети ходят самостоятельно. Есть такой момент, что лифты часто не срабатывают на вызов, если вес меньше 30 или сколько там. И если репетитор живёт на высоком этаже, то бедному чаду придётся подниматься пешком, либо ждать «попутки», или же репетитору придется каждый раз за ним спускаться, а это не всегда удобно. Про место для занятий – у меня был случай, когда прямо отдельно об этом спросили, какое у меня место для занятий. Как есть, так и описала. Это спрашивают к тому, что места для занятий бывают разные. У меня, например, всего одна комната и, соответственно, обстановка у меня домашняя, что иногда бывает в минус. Хотя ждать того, что каждый репетитор снимает офис (а у меня вопрос тогда подвёлся именно к этому), как-то странно (это надо пахать с утра до ночи, и чтобы к тебе с утра до ночи ходили ученики, а такого потока у меня ещё никогда не было). Ещё был случай у моей коллеги, что от занятий у неё отказались, потому что квартира съемная (три комнаты и в каждой по человеку) плюс не понравилось, как обустроено место для занятий –неучебный стол и кресла вместо стандартных стульев. Кому-то всё равно, а кому-то это важно. Поэтому чтобы не тратить время – своё и репетитора – задавайте все вопросы сразу.

- Все остальные мелочи – есть ли где припарковать машину, работает ли домофон, холодно в квартире и т.п.

Вопрос парковки для нашего города особенного актуален, потому что вокруг некоторых домов можно кружить в течение часа в поисках свободного места и, в конце концов, припарковаться в соседнем районе. Ну, с домофоном всё понятно. Насчёт температуры в квартире – лично у меня в квартире прохладно даже с обогревателем, детских тапок у меня нет (хотя, наверное, следует завести), поэтому незакалённые приносят дополнительную пару носок с собой (а вот я спокойно хожу по квартире босой).

3) Нужно рассказать про себя – с какой целью вам нужны занятия, какой у вас уровень, какие проблемы, возраст-класс ребёнка.

Тут сразу же скажу про присутствие на уроках. Да, можно, если хочется. В некоторых случаях это даже полезно, поскольку дети разные. Некоторые мамы, особенно старательные в плане успехов детей в учёбе, записывают план занятия, отмечают, что прошли и что задали. В этом есть два плюса для обеих сторон – во-первых, родитель вникает в процесс и понимает, за что платит, во-вторых – репетитор имеет свидетеля в случае нарушения дисциплины или плохой успеваемости. Бывает и так, что ребёнок, пользуясь тем, что он ребёнок (и тут часто можно услышать, что «мой Вася не такой» и «Анечка никогда не обманывает»), начинает наговаривать на репетитора, что, мол, репетитор меня ругает, хотя я хороший/ая, и плохо объясняет, это поэтому я ничего до сих не знаю, а не потому что не могу до сих выучить то несчастное правило, которые мы учим уже несколько уроков. И делает он/она это либо затем, чтобы оправдать себя, либо чтобы избавить себя от дополнительных занятий. При этом не все дети, выбирающие такой курс действий, принимают во внимание, что репетитор, к которому они ходят, - не единственный в городе, и что не будет ходить к этому, пойдёт к другому. Чтобы избежать таких моментов (опять удаляюсь немного от темы), важно и родителям объективно оценивать поведение детей и уделять должное внимание их заинтересованности в учёбе, и репетитору нужно постоянно мотивировать учеников. Мотивации я ещё отдельно отведу несколько абзацев в другой статье. Возвращаясь к вопросу присутствия родителей на занятиях, надо отметить ещё и минусы. Ребёнок часто зажимается в присутствии мамы (а приходят в основном мамы, пап я ещё ни разу не встречала, и это понятно, папы у нас на работе), и ему трудно сосредоточиться, когда к его спине приклеился мамин взгляд. Ещё некоторые мамы вмешиваются в учебный процесс, возмущаются, когда ребёнок не может ответить то, что они до этого два часа учили, пытаются говорить репетитору, как лучше строить урок и что проходить, и даже подсказывают своему чаду правильный ответ (мне тут представляется, что в школе они тоже суфлируют, в костюме ниндзя затаившись за задней партой или за спиной учителя). Как мне рассказывают мои коллеги, они проявляют порой «наглость» и мамочек-надзирателей-суфлёрш просто выдворяют с занятий, а если проблемы с дисциплиной, то наоборот, предлагают посидеть на заднем плане.

Есть ещё один вариант кооперации с родителями – это отзвон после каждого одного-двух занятий: что прошли, как домашнее задание, какие замечания. У одной моей ученицы вместо этого была тетрадка – в которой я писала, что прошли, какое домашнее задание, какие успехи или проблемы, и ставила роспись за принятую денежку за занятия. Почерк подделать трудно, тем более что всегда можно позвонить уточнить, поэтому это было весьма удобно, хоть порой и муторно это всё записывать. А у одной моей коллеги был случай, что после того, как она позвонила и пожаловалась родителям, что дети опять пришли без выученного домашнего задания, к ней ходить отказались. Причину не объяснили, но, как она предполагает, что дети начали там что-то выдумывать, и родители приняли сторону своих детей. И родителей в таких ситуациях я не осуждаю, во-первых, всегда легче верить тому человеку, которого знаешь дольше, во-вторых, для родителей естественно защищать своих детей. Но для репетитора негативное следствие данной ситуации состоит в том, что о нём будет плохой отзыв, хотя по сути ничего такого не было. И чтобы не было какой-то однобокости в рассмотрении данных взаимоотношений репетитор-ученик-родители, хочу отметить, что бывают и обратные ситуации, когда преподаватели специально занижают учеников, чтобы они подольше ходили к ним заниматься. Но как то, так и другое имеет место быть относительно редко.

Итак, всё узнали, договорились о первом занятии. Тут у меня есть некое пожелание-замечание – если вы вдруг передумали (нашли более удобный для вас вариант – тётя Надя предложила вам позаниматься с её двоюродным внучатым племянником по семейной скидке, или решили, что дополнительные занятия вам не нужны, так как внезапно у вас наступило просветление, и вы готовы не то чтобы экзамен сдать, но и защитить сразу докторскую диссертацию), то следует об этом сообщить. Никто о вас плохо думать не будет, если откажетесь, думать о вас плохо начнут скорее, если вы не придёте к назначенному времени, а преподаватель вас будет ждать, хотя мог бы записать на это время другого человека или вовсе заняться своими делами. Поэтому не стесняйтесь звонить и сообщать о своих планах. Надо добавить, что никто вас не обязывает ходить к репетитору, если, допустим, вам не понравилось у него заниматься, опять же, сообщите об этом в вежливой форме, а не просто пропадайте со связи (на всякий случай сменив фамилию, внешность и место жительства). Вы вполне можете сходить сначала к одному, потом к другому и выбрать, кто вас больше устраивает. Иногда репетиторы предлагают бесплатное пробное занятие (у меня раньше тоже было так, но мне всё равно за него платили, однако, поэтому из объявления я это примечание убрала), так почему бы и не воспользоваться этим. И на первом этапе всё. В завершение могу добавить, что на первых занятиях вам нужно, прежде всего, обратить внимание на то, насколько вам комфортно, насколько понятно вам объясняют материал, и не стесняйтесь просить внести в программу обучения ваши пожелания.


С наилучшими пожеланиями,
Mes meilleures salutations,
With best wishes,
Onyx Foil =^-^=
Tags: art, comics, everyday life, my life, work, комикс, лингвистический пост, познавательное, рисование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments